Когда-то давно я из интереса прочитал книгу (точнее доступную первую половину книги) "Карми" Инны Кублицкой а.к.а
Шано. Книжку я не очень оценил, о чем я честно и написал.
Шано мою рецензию приняла благосклонно, но помимо прочего сказала что это была одна из ее ранних работ. Так что когда выпал шанс бесплатно (и легально) прочитать более позндюю и полную работу "Когда закончится война" я ухватился за нее двумя руками.
И будь у меня хоть какие-то иллюзии, я был бы сильно разочарован.
Но, обо всем по порядку.
Итак, "Когда закончится война" - произведение в сеттинге альтернативной аналогии первой мировой войны. Война закончилась, "наши" победили, мирный быт налаживается и в этом самом мирном быту происходят истории центральных персонажей.
Сеттинг выписан любовно и подробно, хотя зачем и пошто было заменять электронику "янтариникой", как бы остроумно это ни было, я не понял. Персонажи как минимум поначалу интересны, стиль книги как и в прошлый раз - весьма хорош, узнаваем но при этом куда как более отполирован чем в "Карми", несмотря на пару опечаток и один сровершенно монструозных пропорций мегапараграф который как-то произведении совершенно не смотрится потому что он там такой один.
Что же не так?
Увы, ни один из фундаментальных недостатков Карми исправлен автором не был - и сравнение с Карми к которому я буду прибегать неоднократно, попробшу заметить, совершенно закономерно, поскольку это в общем и целом та же книга.
По прежнему в произведении нет сюжета. Кучка человеков разной степени прописанности и интересности ходят по реалистичному, хоть и нарисованному скорее штрихами и необычными словами и названиями миру, но с ними толком ничего не происходит.
По прежднему в произведении нету темпа - ни толком завязки ни толком развязки, ни толком сказать что я только что прочитал я никому не смогу. Первые даже легкие намеки на некоторую тайну появляются в главе шестой, без малейшей причины почему читателя хоть что-то из этого должно хоть в малейшей степени волновать. Меня не волновало.
По прежнему в произведении в середине книги (пятая глава из десяти, я считал) ВНЕЗАПНО появляются пси-силы, изниоткуда и низачем. Больше они не упоминаются. Вместо них ВНЕЗАПНО появляется сначала психологическая обработка а потом магия. Тоже из ниоткуда, но в основном что бы ВНЕЗАПНО экшн и злые шпионы. Что, в свою очередь никуда не ведет потому что просто подводит нас к сиквелу.
По прежнему основные персонажи, сколько я мог их выделить, - уж простите меня за мою шовинистическую циничную гадость - типично женскофэнтезийные, с тонким-звонким высоким темноволосым прекрасным бледным юношей наделенным всяческими достоинствами (гусары - молчать!), странным Лолита-подобным второплановым сюжетом который остается сугубо платоническим и, самая главная персонаж судуя по объему текста - Анастасия Стил Ирби Сайха. Сайха -- обычная девушка (тм) перечисление чьих качеств дано в форме экспозиции в которой большая часть предложений начинается с "не": Не религиозна, не шляется, не курит, не пьет, читает техническую литературу на переменках, характер стойкий, нордический. В сюжете она тоже " не" - в частности не проявляет никакой активности таскаясь от сутенера, к эксорту, к его маме и обратно к эскорту с самостоятельностью средней лампы и лишь немногим большей рефлексией.
Зато в нее влюбляется загадочный миллионер барон с страстью к БДСМ с невнятными проблемами социализации и в которого она тоже влюбляется потому что тот бросил в нее несколько больших пачек денег за эскорт-услуги и обменялся с ней может полудюжиной реплик. Химии у главных героев где-то как у стриптизерши с шестом. Вроде что-то крутится и мелькает, но на романтику это похоже только сослепу.
При этом интересные прсонажи, вроде активной главной жены музыуканта, исчезают без следа и упоминания, вновь являясь в девятой главе на мгновенье, потому что... Не знаю почему. Потому что. Потому что автор придумала вот прикольного персонажа но не что с ней делать, видимо.
По прежнему почему-то для автора очень большую роль занимают околоэдипозные отношения персонажей с неким патроном/покровителем, будь то шлюха и ее наниматель (в которого она разумеется влюбляется, хотя у него персонажности не больше чем у средней тумбочки) или агент/куратор, начальник/подчиненный или стареющий эстрадный актер и его едва-легальная падчерица. Отношения важные для автора и выписанные деликатно и выпукло, но при этом решительно для сюжета бессмысленные.
По прежнему страшно скачет темп повествования, возникают странные прыжки во времени и даже размер частей книги и объема текста под разных персонажей отличается в два-три раза в разные стороны.
По прежнему пролог не имеет никакого отношения ни к чему что происходит до самого конца.
Продолжать можно долго, но не хочется. Итогом является просто неаппетитное мессиво лишенное цели и смысла и какой-то внятной внутренней логики. Не в смысле последовательности действий персонажей - тут то все логично, хотя бы просто потому что персонажи толком ничего не делают кроме как следуют не зависящему от них никак сюжету, а в том смысле что никакой внутренней симметрии у проивзедения нет.
Ни структуры с фабулой и развязкой, ни действительно выделенного главного героя вместо которого куча POV персонажей с разным количеством выделенного времени и текста разбросанного по книге вне всякой логики, ни единой конвенции названия глав, ни.... да ничего там нет. Мир интересный есть, да. Каждое предложение или даже каждый абзац, ничо такие, красивенькие. А стратегии написания книги просто нет как факта.
Когда ружье чехова не стреляет, когда у вас под персонажа нельзя отнести ни к второплановым ни к главным а потом повествование от его лица просто заканчивается без объяснений и причины, когда выдуманное слово появляется ровно один раз в ровно одном абзаце я, простите, провожу линию в песке и говорю что это объективно плохо написанная вещь.
И да, "Когда Закончится Война" Кублицкой именно к таким и относится.
Я подписана на Шано и каждый раз лениво задумываюсь, не прочитать ли собственно книгу-то какую-нибудь уже - но мне всегда есть, что читать, и руки никогда не доходят.
Пока не знаю, укрепит ли эта рецензия меня во мнении не читать или, напротив, простимулирует любопытство, чтобы наконец-то дать _собственную_ оценку, но в любом случае спасибо за рецензию, потому что в любом случае она выведет меня из состояния ленивой неопределённости)