В свое время я успел побывать в нескольких различных школьных системах, у нас и в странах клятой буржуазии, учеником и даже чуть-чуть преподавателем.
И хочется мне, по прошествии лет, записать свои мысли о том как все же эта штука должна, на мой, сугубо непрофессиональный и неквалифицированный, взгляд, работать.

Для того чтобы это внятно вообще начать обсуждать, нужно сначала написать что школа должна делать.
Это, на самом деле, задача весьма хитрая потому что не только у нас много совсем разных вещей которые хорошо бы научить людей, не только у нас разные люди, но у нас еще и есть много "точек выхода" где наш субьект преподавания, тобишь ученик, может внезапно процесс обучения прервать.

В частности, получив в свои загребущие лапки дитё, от пяти до семи лет отроду, мы должны гарантированно с ним совершить следующее:

1)В тринадцать лет, наш ученик должен быть готов к самостоятельной жизни в обществе. Это не значит что он должен уметь жить на улице, работать на восьмичасовой работе и готовить борщ, но это означает что он может в принципе начинать делать все базовые действия которые выполняет каждый человек по множеству раз в день, выполнять их хорошо, быстро и не задумываясь, на уровне сухожильного рефлекса
В частности он должен уметь:
1. Считать, в том числе и решать простые текстовые задачи. Не алгебра и не геометрия (которая вообще сама по себе на редкость бесполезная штука), а базовые задачи вида "если поезд вышел из точки А, со скростью 10 километров в час, то сколько яблок Петя дал Васе", пусть со сложными условиями и без стандартных формул и решать простые уравнения.
2. Читать и писать. As in не разбирать буковки на бумажке, а читать быстро, понимать написанное, уметь переформулировать его своими словами и внятно изложить по нему свое мнение, независимо от стиля написания документа, от невнятной болтовни в днявочке до классиков до юридических документов и договоров - по стилю, не по зазубриванию терминов (я все же не садист) и уметь в любом соответствующем стиле написать текст на заданную тему, или исходя из данной информации.
3. Пользоваться компьютером. А именно - писать документы, использовать экселевские и сходные таблицы, в том числе для решения задач, понимать как работает компьютер в самых общих чертах, что такое операционная система, алгоритм, цикл, условие, функция и процедура, уметь писать простые скрипты на простых высокоуровневых языках с их использованием, знать что такое "поиск по маске" и самое главное - уметь пользоваться Интернетом для составленя правильных поисковых запросов. Это попрошу заметить ключевой момент, на котором строится вся дальнейшая программа, так что это исключительно важно. Человек который не способен использовать интернет для поиска информации в наше время равен человеку который не умеет использовать воздух чтобы дышать.
4. Уверенно говорить и писать на втором языке с другой алфавитной основой. Лучше на двух. не обязательно свободно, но на бытовом и понятийном уровне это необходимо.

Это те вещи которые определяют насколкьо успешно завершен первый этап обучения.
И это самый важный этап, без него все остальное не имеет смысла. Если этими навыками человек обладает в полной мере, то в принципе это уже достаточно для полной и плодотворной жизни - он сможет быстро овладеть любыми навыками для работы не требующей специального образования, от оффисной работы до менеджмента небольших групп людей (разумеется это все не в тринадцать лет, а вообще).

Исходя из вышенаписанного я полагаю что в начальной школе, которая соответственно покрывает от семи до девяти лет, в зависимости от возраста начала образования) должны быть следующие предметы:
а)Счет (первые два года)/Математика (еще четыре), для п1.
б)Письмо и Чтение (первые два года) и соответственно Родной Язык и Литература (дальше).
Я хочу заметить тут очень важный момент. Литература ни в коем случае не является тем предметом где читают убийственно скучную хрень типа русских классиков и потом пытаются сочинить смысл синих зановесок на старом дубе в Войне и Мире.
Это именно, как я писал выше, предмет где дети читают много стилистически разных текстов и учатся с ними работать.
Начинать разумеется надо с художественной литературы подходящей возрасту (Сабатини например, или Твена, хоть библиотеку Пионера), но в то же время стоит подсовывать стилистически другие тексты - рассказы, новости, дневниковые записи и письма (в России это классно тематически ляжет на какой-нибудь месяц вспоминаний о ВВ2), и даже юридические документы (например в игровых судах, в моей школе такие штуки шли на ура), в виде прочитать, ответить на вопросы по сути, пересказать своими словами, написать другой документ в том же стиле, с теми же словами, или используя информацию содержащуюся в тексте написать ответ или передать информацию дальше.
Заодно - расшририть словарный запас и научится работать с толковым и общим словарем, на бумаге и в электронном виде.
в)Информатика (у меня так в свое время назывались уроки компьютерной грамотности), начиная от четвертого года и дальше.
Сначала тут будет общая компьютерная грамотность - умение пользоваться стандартными функциями ОС (винды в основном, она самая большая как ни крути), затем МсОффисом (опять же это стандарт почти везде) - Павер Поинт, Ворд, Эксель - главное трио на котором стоит 60% всей оффисной работы везде и не меньше четверти университетских курсов.
Затем начала программирования - рисование блок-схем, групповые игры с инструкциями (паралельными и последовательными), решение задач на алгоритмическое решение (ханойские башни, задачки водолея).
Наконец - простое программирование -например с игрушкой типа Colobot или современными программируемыми конструкторами - наглядность и забавность построения и программирования роботов трудно переоценить.
г)Второй язык (третий год и дальше). Три языка если страна билингвальная или основной язык обучения не совпадает с государственным.
Обычно для неанглоговорящих стран это будет английский, для англоговорящих - или китайский или русский. Варианты типа "испанский язык для южных стран в америке"/"русский в украине" не засчитываются, и должны преподаваться паралельно как третий/четвертый язык. Допускаются впрочем особенности национальной рыбалки где школа в мусульманском районе преподает фарси, или еврейская школа преподает иврит. Греческий вполне годится для школ с английским языком обучения, но не латынь. Латынь можно преподавать в русских школах.
В любом случае первичные критерии для выбора языка: язык должен быть реалистично сколько-то полезен, язык должен быть максимально отличен от основного языка преподавания, язык не может быть первым языком для сколько-то значительного числа учеников.
д)Обществознание (четвертый/пятый год и дальше)
Этот тот предмет где дети учатся гуглить, находя информацию на заданные темы, обсуждая ее и тем самым не только узнавая кучу плохо разделимых по предметам знаний в различных темах, от поведения на улицах, до основ естественных и гуманитарных наук, до полового воспитания (правельно настроенные фильтры от недетской инфомрации тут необходимы, как и контроль учителя), до информации о различных религиях (помните - если вы не расскажете ребенку о религии, он может это узнать у друзей во дворе!), но и отделять информационные зерна от метафорических плевел, узнавая о таких вещах как доверие источникам, проверка из многих независимых источников, систематизация информации и составление более или менее собственного мнения из аггрегированой информации итд.
В принципе эту штуку можно и нужно делить по ходу программы на различные предметы и объединять обратно, но принцип остается одним и тем же - ученик находит и исследует внешний мир через призму внешних источников информации, которые школа не контролирует жестко.
е)Искусство - скорее всего рисование, ибо это самый дешевый вариант.
Эта штука нужна чтобы вовремя находить и отделять йуные дарования.
Плюс дети любят рисовать а мелкая моторика пальцев полезна для общего развития.
В принципе в идеале нужно давать детям попробовать себя в различных видах искусств, но это может оказаться дорого и/или непрактично.
ё)Спорт
В принципе это зависит от того насколько школа ответственна за полное развитие ребенка, а не только за академику, но идея тут та же что и в предыдущем пункте - дать детям поиграть в футбол и побегать кругами, и заодно найти будущих атлетов и аккуратно их убрать в спецшколы.
ж)Труд
И тут точно так же, предмет нужен чтобы дать детям просто попробовать что-то поремонтировать, сделать или починить своими лапками, и отделить тех кому это нравится от остальных.

И если бы я никогда не видел тринадцатилетнего ребенка, я бы сказал что на этом роль школы завершена. У товариа есть достаточный базис чтобы продолжить академическое образование, начать работать на неквалифицированных работах или получить образование специальное.

Но увы, в данный момент у нас на руках еще дитё, которе еще не завершит свое эмоциональное и физиологическое развитие в ближайшие пять лет, и его нада срочно чем-то занять, потому что "эксплуатация детского труда" это все же очень мерзко звучащая штука.

И здесь мы начинаем делить детей.
Во-первых мы можем уже вероятно разделить академиков и неакадемиков. Вопреки расхожему мнению я не считаю что академическое образование реально интересно или необходимо всем, и потому вполне возможно что многие предпочтут - и тут важно чтобы ребенок сделал выбор осознанно и осмысленно с точки зрения тех характеристик которые о нем знает школа, но никак не с точки зрения родителей, денежных вознаграждений или за компанию.
Эти товарищи идут в профессиональные школы, от спортивных школ, до консерваторий и музыкалок, до профессиональных технологических училищ, где они станут автомеханиками и слесарями.
Я вижу таких 5-10% от общего числа школьников, и не потому что остальным нужна или интересна академика, но потому что в тринадцать лет никто не знает толком чего он хочет и не способен на разумный выбор, а лучше переобразовать чем недообразовать, потому что чем взрослее человек тем хуже он обучается и тем дороже его время.

Остальные 90-95% продолжают учебу, и об этом я напишу потом, потому что сейчас мне лень а я и так написал кучу букофф.