Тов. Бледный, о котором я пишу слишком много в этом дневе и так, вновь вкинул забавный вброс.
http://www.vz.ru/society/2013/12/24/664780.html
Чепуха написанная по этому адресу разумеется совершенно не новая, и мой ИРЛовый клон тов. Бледного это уже мне приносил в клюве лет эдак пять назад.
Но тут меня зацепила вот такая вот радость:
М.В.: Часть этой философии состоит в том, что на смену большим национальным государствам, империям, объединяющим людей большими смыслами, должны прийти сетевые структуры – люди должны быть разбиты на максимальное количество малых групп по самым разным критериям. Необходимо, чтобы человек определял себя не как часть какого-то большого целого, а как автомобилист, филателист, житель своего района – ему дают ощущение малой общности. И одновременно он может чувствовать причастность к чему-то «планетарному», будь то экологизм или борьба за права человека. И только самоопределению в классическом национальном государстве в этой схеме нет места.
И вы знаете что? Я нахожу это не только правдоподобным (если исключить неких имплицированных здесь злобных личностей, а все же остановится на естественном историческом процессе) но и весьма резонным.
Когда мы говорим о объединениях людей по территориальному признаку, у нас вопрос на каком месте мы проводим черту и говорим что тут у нас свои, а там у нас чужие. От квартиры до района, до города, страны, конинента или всего мира - выбор в общем-то наполовину арбитражный, наполовину исторический и еще наполовину привязан к текущему уровню средств связи и транспорта.
На самом же деле, если отвлечься от исторического мусора и принимать решения не от балды, то можно заметить что строго говоря можно обосновать только крайние положения этой шкалы. Или у нас все свои и у нас братство всех разумных (ну, хотя бы тех кто проходит Тюринг-тест). Или каждый за себя и человек человеку волк.
Любая промежуточная черта резонно вызывает вопрос - а почему не больше или не меньше? Почему мы можем объединять людей скажем по национальности но не по расе, или не по городу, кроме того что исторические решения и их наследия (в виде языков и готовых государств и прочей хрени) говорят что так временно удобно. Почему Франция может объявить войну Италии, но не Европа - Америке или Марсель - Парижу?)
Соответственно по мере того как транспорт и связь становятся лучше, быстрее и доступнее и по мере того как мы движемся в будущее (и соответственно, дальше от прошлого и принятых раньше решений), совершенно естественно что останется только два уровня аггрегации - все человечество и индивидуальные люди.