No colour or religion ever stopped a bullet from a gun
В свое время я успел побывать в нескольких различных школьных системах, у нас и в странах клятой буржуазии, учеником и даже чуть-чуть преподавателем.
И хочется мне, по прошествии лет, записать свои мысли о том как все же эта штука должна, на мой, сугубо непрофессиональный и неквалифицированный, взгляд, работать.

Для того чтобы это внятно вообще начать обсуждать, нужно сначала написать что школа должна делать.
Это, на самом деле, задача весьма хитрая потому что не только у нас много совсем разных вещей которые хорошо бы научить людей, не только у нас разные люди, но у нас еще и есть много "точек выхода" где наш субьект преподавания, тобишь ученик, может внезапно процесс обучения прервать.

В частности, получив в свои загребущие лапки дитё, от пяти до семи лет отроду, мы должны гарантированно с ним совершить следующее:

1)В тринадцать лет, наш ученик должен быть готов к самостоятельной жизни в обществе. Это не значит что он должен уметь жить на улице, работать на восьмичасовой работе и готовить борщ, но это означает что он может в принципе начинать делать все базовые действия которые выполняет каждый человек по множеству раз в день, выполнять их хорошо, быстро и не задумываясь, на уровне сухожильного рефлекса
В частности он должен уметь:
1. Считать, в том числе и решать простые текстовые задачи. Не алгебра и не геометрия (которая вообще сама по себе на редкость бесполезная штука), а базовые задачи вида "если поезд вышел из точки А, со скростью 10 километров в час, то сколько яблок Петя дал Васе", пусть со сложными условиями и без стандартных формул и решать простые уравнения.
2. Читать и писать. As in не разбирать буковки на бумажке, а читать быстро, понимать написанное, уметь переформулировать его своими словами и внятно изложить по нему свое мнение, независимо от стиля написания документа, от невнятной болтовни в днявочке до классиков до юридических документов и договоров - по стилю, не по зазубриванию терминов (я все же не садист) и уметь в любом соответствующем стиле написать текст на заданную тему, или исходя из данной информации.
3. Пользоваться компьютером. А именно - писать документы, использовать экселевские и сходные таблицы, в том числе для решения задач, понимать как работает компьютер в самых общих чертах, что такое операционная система, алгоритм, цикл, условие, функция и процедура, уметь писать простые скрипты на простых высокоуровневых языках с их использованием, знать что такое "поиск по маске" и самое главное - уметь пользоваться Интернетом для составленя правильных поисковых запросов. Это попрошу заметить ключевой момент, на котором строится вся дальнейшая программа, так что это исключительно важно. Человек который не способен использовать интернет для поиска информации в наше время равен человеку который не умеет использовать воздух чтобы дышать.
4. Уверенно говорить и писать на втором языке с другой алфавитной основой. Лучше на двух. не обязательно свободно, но на бытовом и понятийном уровне это необходимо.

Это те вещи которые определяют насколкьо успешно завершен первый этап обучения.
И это самый важный этап, без него все остальное не имеет смысла. Если этими навыками человек обладает в полной мере, то в принципе это уже достаточно для полной и плодотворной жизни - он сможет быстро овладеть любыми навыками для работы не требующей специального образования, от оффисной работы до менеджмента небольших групп людей (разумеется это все не в тринадцать лет, а вообще).

Исходя из вышенаписанного я полагаю что в начальной школе, которая соответственно покрывает от семи до девяти лет, в зависимости от возраста начала образования) должны быть следующие предметы:
а)Счет (первые два года)/Математика (еще четыре), для п1.
б)Письмо и Чтение (первые два года) и соответственно Родной Язык и Литература (дальше).
Я хочу заметить тут очень важный момент. Литература ни в коем случае не является тем предметом где читают убийственно скучную хрень типа русских классиков и потом пытаются сочинить смысл синих зановесок на старом дубе в Войне и Мире.
Это именно, как я писал выше, предмет где дети читают много стилистически разных текстов и учатся с ними работать.
Начинать разумеется надо с художественной литературы подходящей возрасту (Сабатини например, или Твена, хоть библиотеку Пионера), но в то же время стоит подсовывать стилистически другие тексты - рассказы, новости, дневниковые записи и письма (в России это классно тематически ляжет на какой-нибудь месяц вспоминаний о ВВ2), и даже юридические документы (например в игровых судах, в моей школе такие штуки шли на ура), в виде прочитать, ответить на вопросы по сути, пересказать своими словами, написать другой документ в том же стиле, с теми же словами, или используя информацию содержащуюся в тексте написать ответ или передать информацию дальше.
Заодно - расшририть словарный запас и научится работать с толковым и общим словарем, на бумаге и в электронном виде.
в)Информатика (у меня так в свое время назывались уроки компьютерной грамотности), начиная от четвертого года и дальше.
Сначала тут будет общая компьютерная грамотность - умение пользоваться стандартными функциями ОС (винды в основном, она самая большая как ни крути), затем МсОффисом (опять же это стандарт почти везде) - Павер Поинт, Ворд, Эксель - главное трио на котором стоит 60% всей оффисной работы везде и не меньше четверти университетских курсов.
Затем начала программирования - рисование блок-схем, групповые игры с инструкциями (паралельными и последовательными), решение задач на алгоритмическое решение (ханойские башни, задачки водолея).
Наконец - простое программирование -например с игрушкой типа Colobot или современными программируемыми конструкторами - наглядность и забавность построения и программирования роботов трудно переоценить.
г)Второй язык (третий год и дальше). Три языка если страна билингвальная или основной язык обучения не совпадает с государственным.
Обычно для неанглоговорящих стран это будет английский, для англоговорящих - или китайский или русский. Варианты типа "испанский язык для южных стран в америке"/"русский в украине" не засчитываются, и должны преподаваться паралельно как третий/четвертый язык. Допускаются впрочем особенности национальной рыбалки где школа в мусульманском районе преподает фарси, или еврейская школа преподает иврит. Греческий вполне годится для школ с английским языком обучения, но не латынь. Латынь можно преподавать в русских школах.
В любом случае первичные критерии для выбора языка: язык должен быть реалистично сколько-то полезен, язык должен быть максимально отличен от основного языка преподавания, язык не может быть первым языком для сколько-то значительного числа учеников.
д)Обществознание (четвертый/пятый год и дальше)
Этот тот предмет где дети учатся гуглить, находя информацию на заданные темы, обсуждая ее и тем самым не только узнавая кучу плохо разделимых по предметам знаний в различных темах, от поведения на улицах, до основ естественных и гуманитарных наук, до полового воспитания (правельно настроенные фильтры от недетской инфомрации тут необходимы, как и контроль учителя), до информации о различных религиях (помните - если вы не расскажете ребенку о религии, он может это узнать у друзей во дворе!), но и отделять информационные зерна от метафорических плевел, узнавая о таких вещах как доверие источникам, проверка из многих независимых источников, систематизация информации и составление более или менее собственного мнения из аггрегированой информации итд.
В принципе эту штуку можно и нужно делить по ходу программы на различные предметы и объединять обратно, но принцип остается одним и тем же - ученик находит и исследует внешний мир через призму внешних источников информации, которые школа не контролирует жестко.
е)Искусство - скорее всего рисование, ибо это самый дешевый вариант.
Эта штука нужна чтобы вовремя находить и отделять йуные дарования.
Плюс дети любят рисовать а мелкая моторика пальцев полезна для общего развития.
В принципе в идеале нужно давать детям попробовать себя в различных видах искусств, но это может оказаться дорого и/или непрактично.
ё)Спорт
В принципе это зависит от того насколько школа ответственна за полное развитие ребенка, а не только за академику, но идея тут та же что и в предыдущем пункте - дать детям поиграть в футбол и побегать кругами, и заодно найти будущих атлетов и аккуратно их убрать в спецшколы.
ж)Труд
И тут точно так же, предмет нужен чтобы дать детям просто попробовать что-то поремонтировать, сделать или починить своими лапками, и отделить тех кому это нравится от остальных.

И если бы я никогда не видел тринадцатилетнего ребенка, я бы сказал что на этом роль школы завершена. У товариа есть достаточный базис чтобы продолжить академическое образование, начать работать на неквалифицированных работах или получить образование специальное.

Но увы, в данный момент у нас на руках еще дитё, которе еще не завершит свое эмоциональное и физиологическое развитие в ближайшие пять лет, и его нада срочно чем-то занять, потому что "эксплуатация детского труда" это все же очень мерзко звучащая штука.

И здесь мы начинаем делить детей.
Во-первых мы можем уже вероятно разделить академиков и неакадемиков. Вопреки расхожему мнению я не считаю что академическое образование реально интересно или необходимо всем, и потому вполне возможно что многие предпочтут - и тут важно чтобы ребенок сделал выбор осознанно и осмысленно с точки зрения тех характеристик которые о нем знает школа, но никак не с точки зрения родителей, денежных вознаграждений или за компанию.
Эти товарищи идут в профессиональные школы, от спортивных школ, до консерваторий и музыкалок, до профессиональных технологических училищ, где они станут автомеханиками и слесарями.
Я вижу таких 5-10% от общего числа школьников, и не потому что остальным нужна или интересна академика, но потому что в тринадцать лет никто не знает толком чего он хочет и не способен на разумный выбор, а лучше переобразовать чем недообразовать, потому что чем взрослее человек тем хуже он обучается и тем дороже его время.

Остальные 90-95% продолжают учебу, и об этом я напишу потом, потому что сейчас мне лень а я и так написал кучу букофф.

Комментарии
14.12.2013 в 01:20

Ахмат - сила! Рамзана в президенты!
понимать как работает компьютер в самых общих чертах, что такое операционная система, алгоритм, цикл, условие, функция и процедура, уметь писать простые скрипты на простых высокоуровневых языках с их использованием, знать что такое "поиск по маске"
Понимание работы компьютера да, а вот циклы, условия, функции, не говоря уж о простых скриптах - это уже некоторый перебор. Оно еще имело смысл некоторое время назад, но современные тенденции в развитии ОС делают эти вещи совершенно умозрительными, при работе с ПК совершенно бесполезными. Факультативно - пожалуйста, как обязательная часть - зачем?

Опять же, базовые знания по физике, химии, биологии совершенно необходимы. Хотя бы во избежание лечения мочой и сования пальцев в розетку. Т.е. минимальное представление о физических и химических процессах необходимо, также как и понимание их частных проявлений в животном и растительном мире.

Есть и проблема с геометрией. Она она развивает пространственное мышление. Можно заменить на расширенный курс изо, но таки точный вариант куда универсальней

P.S. Если что по образованию гуманитарий, но до 9 класса включительно усиленно занимался математикой. Собственно и пошел бы по математической стезе, если бы не смена преподавателя.
14.12.2013 в 07:43

Я – к вашим услугам. Конечно, если вам угодно знаться со мной. Если же нет, достаточно слова, и я исчезну.
Опять же, базовые знания по физике, химии, биологии совершенно необходимы. Хотя бы во избежание лечения мочой и сования пальцев в розетку. Т.е. минимальное представление о физических и химических процессах необходимо, также как и понимание их частных проявлений в животном и растительном мире.
И как, массовое советское образование научило всех людей не лечиться мочой?
14.12.2013 в 10:50

No colour or religion ever stopped a bullet from a gun
Во-первых химию и биологию вы нормально десяти-тринадцатилетнем не расскажете, больше чем на уровне общего естествознания.
Во-вторых фактические дисциплины все равно бесполезны. Если есть общая методология, нагуглить теории и факты можно уже и самостоятельно. Про это я дальше напишу.

Умение же писать простые программы не только практически полезно в любой профессии с компьютером, но ещё и отлично помогает систематизировать решения любых задач, наглядно объясняя как выстраивать последовательности действий для достижения результата.
14.12.2013 в 11:02

Я – к вашим услугам. Конечно, если вам угодно знаться со мной. Если же нет, достаточно слова, и я исчезну.
Умение же писать простые программы не только практически полезно в любой профессии с компьютером, но ещё и отлично помогает систематизировать решения любых задач, наглядно объясняя как выстраивать последовательности действий для достижения результата.
Я думаю, это применимо к любой дисциплине, включающей в себя математику. Начиная с, собственно, самой математики.
14.12.2013 в 13:55

No colour or religion ever stopped a bullet from a gun
Математика тоже развивает мозги, и тоже учит решать задачи, да. Поэтому она сюда включена.
Но это все же не то же самое - выстраивать последовательность манипуляций с данными не то же самое что выстраивать последовательность действий с проверками результата.
14.12.2013 в 13:56

No colour or religion ever stopped a bullet from a gun
Математика тоже развивает мозги, и тоже учит решать задачи, да. Поэтому она сюда включена.
Но это все же не то же самое - выстраивать последовательность манипуляций с данными не то же самое что выстраивать последовательность действий с проверками результата.
14.12.2013 в 14:21

Я – к вашим услугам. Конечно, если вам угодно знаться со мной. Если же нет, достаточно слова, и я исчезну.
Но это все же не то же самое - выстраивать последовательность манипуляций с данными не то же самое что выстраивать последовательность действий с проверками результата.
Физика и химия делают то же самое. Там бывают эксперимент и доказательство.
По сути, мы либо имеем теорию алгоритмизации, то есть рисование карт со стрелочками; либо мы имеем конкретное программирование на конкретном языке, и тут уж применимо все то же, что и для физики с химией.
14.12.2013 в 14:29

Ахмат - сила! Рамзана в президенты!
И как, массовое советское образование научило всех людей не лечиться мочой?
В большей степени это проблема не образования, а самой запретительной системы государства. Знание математики тоже не спасло от МММ и прочих, легко просчитываемых экономических вывертов.

Во-первых химию и биологию вы нормально десяти-тринадцатилетнем не расскажете, больше чем на уровне общего естествознания.
А большего и не требуется. Решение задач (простейшие реакции, механика) - это именно, что развитие логического мышления.

Во-вторых фактические дисциплины все равно бесполезны. Если есть общая методология, нагуглить теории и факты можно уже и самостоятельно. Про это я дальше напишу.
Ох, если бы это было возможно! Многие даже после окончания вуза не способны нагуглить и проанализировать факты.

Умение же писать простые программы не только практически полезно в любой профессии с компьютером, но ещё и отлично помогает систематизировать решения любых задач, наглядно объясняя как выстраивать последовательности действий для достижения результата.
Менее очевидно, чем в физике и химии. Учтите, что абстрактное мышление в 12-13 лет развито крайне слабо, поэтому упор на математические дисциплины не даст ожидаемого результата. Да и в принципе с ними есть проблема - перенос в повседневную жизнь из мира абстракции не всегда работает.

Собственно для этого и нужны история с литературой - только не в том виде, в котором их преподают. Литература имеет безумное расположение произведений, совершенно уже не адаптированных для восприятия школьником, а история лишена вчистую проблематики из-за чего сводится к механическому заучиванию имен, дат и понятий. Которые, по большому счету вообще никому не нужны.
14.12.2013 в 16:57

No colour or religion ever stopped a bullet from a gun
Не могу с вами согласится.
1. Физику и Химию давать раньше 13 лет не ни малейшего смысла. Фундаментально их давать невозможно, давать отрывочные сведения - вредно, ибо забивает голову ненужной дрянью и приучает что если тебе это рассказал взрослый дядя, то это надо просто поверить и запомнить.
Не говоря уже о том что оборудования для экспериментов не напасешься.
2.Они не дают именно умения строить алгоритмы. Цель (одна из, помимо базовой полезности умения программировать и развития абстрактного мышления) в том чтобы человек, в быту и на будущей работе мог распределить задания между людьми - тут копаешь от забора и до обеда, этот товарищ точит и подносит лопаты, если земля замерзла и не копается - выкидывайте эксепшн и зовите чувака с киркой.
Программирование, особенно кооперативное, развивает такой навык в самом его чистом виде, а без этого навыка практически никакая работа в команде невозможна, не говоря уже о управлении людьми или понимания производственных процессов.

 Aono
Разумеется начинается с блок-схем, со стрелочками и квадратиками, тем более что пока товарищи не способны бегло читать на английском и быстро печатать, ни на одном языке они ничего не напишут.
Потом написание программ натуральным языком/псевдокодом, потмо именно программирование на чем-то условно полезном.

General
Конечно есть товарищи которые "не умеют нагуглить даже в вузе". Потому что их этому никогда не учили.
14.12.2013 в 17:14

Я – к вашим услугам. Конечно, если вам угодно знаться со мной. Если же нет, достаточно слова, и я исчезну.
То есть, фундаментально давать физику с химией невозможно, а теорию информации начиная с блок-схем - да запросто? Физику и химию давать не надо, а вот если сторонний дядя рассказал про программирование - то все ок? Чем же оно такое особенное, почему бы вместо него не давать, например, сопромат?
А мнение, что программисты офигенно умеют организацию труда, потому что-де умеют алгоритмизировать - отрицается всем моим опытом работы с программистами. Программисты ни хрена не умеют организацию труда, настолько, что более-менее приличный лид (по меркам бизнеса - так и вовсе средненький) отрывается в любую команду с руками. Про способность же программистов организовывать работу, проводить ее в срок по плану и согласно документации (а вернее, про отсутствие такой способности) - поются песни и легенды.
14.12.2013 в 21:58

Ахмат - сила! Рамзана в президенты!
Мельхеор, то есть физику и химию в 13 лет давать рано, а учить программированию в самый раз? Ну и про применимость навыков программирования в практическом аспекте уже написали...
15.12.2013 в 23:09

No colour or religion ever stopped a bullet from a gun
Потому что программирование наглядное. Не только в нем можно получить красивые аутпуты и даже бегающих по экрану (или по столу) роботов или игрушку, но и на самих детях можно показать как работает алгоритм в виде списка инструкций.
Плюс, программирование интуитивное - список инструкций, или последовательность действий знают все. В физике/химии не только дать что то пощупать стоит куда дороже, но и оно не наглядно и не интуитивно - большую часть того что внутри все равно надо принимать на веру, наблюдая только внешние проявления феномена, пока гравитация и электричество остаются другими названиями для магии. Химия ещё хуже.
Плюс, программирование практически полезнее. Что бы там Генерал не говорил, весь мой опыт какие говорит что он очень не прав, и без пруфов я своё мнение не изменю.
Наконец программирование не требует математики - как минимум не обязательно. В физике вам нечего делать без хотя бы квадратных корней.

И да, большинство программистов быдлокодеры, но это просто закон старжона. Тем более что сейчас этому, опять же не учат - за все пять лет занятий программирования о циклах разработки я не слышал ни разу.
16.12.2013 в 00:06

Ахмат - сила! Рамзана в президенты!
Мельхеор, Плюс, программирование практически полезнее. Что бы там Генерал не говорил, весь мой опыт какие говорит что он очень не прав, и без пруфов я своё мнение не изменю.
Я кстати, ничего особенно не говорил, наоборот, поддержал чужую точку зрения. А вы потрудитесь привести примеры того, что программирование в 12-13 лет понятно и полезно. Пока что вы сами только признали, что большинство программистов - "быдлокодеры".

ИМХО, объяснить пятикласснику даже самые простые алгоритмы - очень сложно. Слишком абстрактно. Вы загляните в имеющиеся учебные программы по всем предметам и попробуйте найти там что-нибудь столь же оторванное от реальности. Визуальный вывод - это хорошо, но для получения такого результата школьнику придется просто вызубрить алгоритмы. Понимать их в таком возрасте ребенок не будет и программирование для большинства останется алхимией и магией - берем заклинание (строго определенное) и получаем результат (строго определенный). И где в этом развитие мышления?
16.12.2013 в 04:36

Любовь - это дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей
Мельхеор, текст в целом весьма хорош. Насчет же программирования: а во сколько лет ты начал им заниматься?
Мне вот в семь лет всучили Бейсик. Я на нем рисовал мультики со вторжением инопланетян. Домашние задачи по математике решал написанием программки по условию, а потом уже проверял результат руками. Всякие там алгоритмы и прочие логические элементы же мне давали си-ильно потом, на уроках информатики классе, кажется, в пятом. Никакой привязки этих алгоритмов к написанию программ у меня так и не возникло. Тем более не возникло привязки этих алгоритмов к решению задач в реальной жизни. Это была ровнехонько такая же абстракция, как и математика, оторванная от какого-либо применения и часто скучная. Более того, то самое программирование с семи лет ни во что определенное во взрослой жизни не вылилось. Я вполне себе середнячковый юзер в плане обращения с техникой.
Имхо, у тебя просто необъективное отношение к программированию в следствие профдеформации или еще чего подобного.
16.12.2013 в 06:31

Я – к вашим услугам. Конечно, если вам угодно знаться со мной. Если же нет, достаточно слова, и я исчезну.
Плюс, программирование интуитивное - список инструкций, или последовательность действий знают все. В физике/химии не только дать что то пощупать стоит куда дороже, но и оно не наглядно и не интуитивно - большую часть того что внутри все равно надо принимать на веру, наблюдая только внешние проявления феномена, пока гравитация и электричество остаются другими названиями для магии. Химия ещё хуже.
Так пока ребенок не влезет в эзотерические тайны (а что, я очень радуюсь, когда вижу предупреждение в ряде скриптов, написанных для одной игрушки - "осторожно, это эзотерические глубины, если вы не понимаете это все в точности - то лучше даже и не лезьте"), для него и с программированием будет то же самое.
Или предлагается начинать учить с ассемблеров, и желательно сразу объясняя, как именно процессор ловит управляющие коды и что с ними делает? Ну, сразу станет сложно и малоприменимо к машинам с другими архитектурами.

И да, большинство программистов быдлокодеры, но это просто закон старжона. Тем более что сейчас этому, опять же не учат - за все пять лет занятий программирования о циклах разработки я не слышал ни разу.
Э... я, вообще-то, не о том, что программисты - быдлокодеры. Я о том, что люди, которых вроде как учат алгоритмизировать и все такое, плохо управляются с применением этих навыков непосредственно на практике. Потому что "алгоритмизирование задачи для кода - это одно, а алгоритмизирование задачи для управления другими людьми - совсем другое".
А объяснить детям, что любое алгоритмизирование - это одно и то же (не сказать, а именно объяснить, сказать - дело одной минуты) - ничуть не проще, чем объяснить им закон Ома.
16.12.2013 в 11:15

No colour or religion ever stopped a bullet from a gun
Gunner General Tutor-Rohr, Bercut_bird
Я, как и многие мои знакомые, программированием начал заниматься в 11-12 лет, с решения задачек на построение алгоритмов, типа Ханойских башен, Волка-Козы-Капусты и прочих радостей. К 12 годам мы радостно программировали какие-то гадости на забавной игрушке где рисованная кажется свинья изображала Машину Тюринга на текстовой строке (кстати там язык написания "программ" был русским что особенно удачно), в тринадцать начали делать графические программки на Logo.
Ничего принципиально убийственно сложного там нет и не было, а польза колоссальная - После курса программирования (чуть более долгого очевидным образом) в первые годы своей карьеры - я четверть свеого рабочего времени сидел и писал говноскрипты для людей на рабочем месте, потмоу что они сами не умели, а руками все было делать долго.

Более того, я лично наблюдал ситуации когда восьми-девятиклассники в летней школе паяли микроконтроллеры и на лентих каникулах! вдохновенно! слушали лекции о прерываниях в процессарах АМД-семейства, что например для меня стало убйиственно скучно где-то на третьей секунде. Правда запомнили ли они что-то я не знаю, но им определенно было интересно, а это уже всегда плюс.

Bercut_bird, Aono,
Это была ровнехонько такая же абстракция, как и математика
Именно! Задача научить не только действиям но еще и тому что эти штуки все применимы в реальной жизни - это стандартная преподавательская задача. Тот факт что уравнения есть не только в учебнике Виленкина про яблоки и поезда - для многих до сих пор открытие, и это ужасно.
Но на мой взгляд это проблема ориентированной на визуальное восприятие и запоминание системы образования, а не факт детской психологии, опять же равно для математики и для программирования и для физики с химией.

Aono,
В программировании конечно есть эзотерические тайны, но они в большинстве случаев связанны или с оптимизацией на уровне железа (чего никто не встретит пока не залезет очень, очень глубоко), или с философией высокоуровневых языков (ООП, функциональные языки программирования, Лисп/Пролог и прч), что опять же именно что экзотика и редкости и встретить это в контролируемой обстановке не доведется, и будет это чем-то вроде интегралов для пятиклассника - страшная штука про которую никто ничего не знает пока не вырастет, но не такая страшная потому что никому она вроде как не нужна.
16.12.2013 в 11:38

Я – к вашим услугам. Конечно, если вам угодно знаться со мной. Если же нет, достаточно слова, и я исчезну.
Более того, я лично наблюдал ситуации когда восьми-девятиклассники в летней школе паяли микроконтроллеры и на лентих каникулах! вдохновенно! слушали лекции о прерываниях в процессарах АМД-семейства, что например для меня стало убйиственно скучно где-то на третьей секунде. Правда запомнили ли они что-то я не знаю, но им определенно было интересно, а это уже всегда плюс.
Я лично наблюдал ситуации, когда восьми-девятиклассники на летних каникулах слушали лекции о биологии, химии, истории... вдохновенного слушания лекций по физике не видел, но мне рассказывали, что и оно бывает.

Именно! Задача научить не только действиям но еще и тому что эти штуки все применимы в реальной жизни - это стандартная преподавательская задача. Тот факт что уравнения есть не только в учебнике Виленкина про яблоки и поезда - для многих до сих пор открытие, и это ужасно.
Бррр. Так вы предлагаете учить теории или действиям?

В программировании конечно есть эзотерические тайны, но они в большинстве случаев связанны или с оптимизацией на уровне железа (чего никто не встретит пока не залезет очень, очень глубоко), или с философией высокоуровневых языков (ООП, функциональные языки программирования, Лисп/Пролог и прч), что опять же именно что экзотика и редкости и встретить это в контролируемой обстановке не доведется, и будет это чем-то вроде интегралов для пятиклассника - страшная штука про которую никто ничего не знает пока не вырастет, но не такая страшная потому что никому она вроде как не нужна.
Так и я же о том. Пока программирование не уйдет в эзотерические тайны, оно будет оставаться чем-то наподобие физики или химии. Есть набор действий, иногда их даже можно использовать в быту (хотя дети, которые этому научатся, будут встречаться куда реже остальных), но глубокая теория останется глубокой теорией.
То есть, на самом деле, в этом плане программирование ничем таким от химии или физики не отличаются. Или от биологии.
16.12.2013 в 12:59

No colour or religion ever stopped a bullet from a gun
Aono,
Я вас вообще не понимаю.
Программирование, на данном уровне - это умение написать список инструкций для компилятора, которые принимают данные инпуты и выдают заданные результаты.
Не важно компьютерный компилятор, игровой или это инструкция для кучи людей - задача предмета дать попробовать все эти варианты, и научить составлять и проектировать инструкции из последовательно или парралельно примененных кубиков-элементов из каких-то разных наборов.

Для этого неважно и контрпродуктивно уметь писать коммерчески-виабильные продукты и знать тонкости архитектуры отдельных железок или все мыслимые философии языков - видит Б-г я сам половины не знаю до сих пор.
Это само по себе полезный навык, оно развивает мышление, не требует никаких дополнительных условий (хотя полезно иметь на руках компьютер, правильный софт и может правильный хардвэр) и демонстрируется легко и дешево наглядным и интуитивным образом.
Все.

Физика/Химия/Биология не являются практически применимыми никак, требуют знания множества совершенно бесполезных фактов которые установленны эмпирически и могут быть только сказанны априорно, или максимум продемонстрированны отдельными экспериментами, требует знания математики (углы для механики, корни и квадраты для гравитации и энергий и скоростей/ускорений и электричества) не демонстративна и не интуитивна.
16.12.2013 в 13:29

Я – к вашим услугам. Конечно, если вам угодно знаться со мной. Если же нет, достаточно слова, и я исчезну.
Программирование, на данном уровне - это умение написать список инструкций для компилятора, которые принимают данные инпуты и выдают заданные результаты.
Кхм. И зачем это, само по себе, нужно уметь? Я нашел своему умению это делать всего одно-единственное применение - я умею написать по инструкции, данной разработчиком, скрипт "как заставить игру выдать мне ивент". Ну, когда я работаю как гейм-дизайнер или тестер, я могу понять, что там творят программисты, но это решительно необязательно даже в этом случае.
Можно заставить ребенка выучить искомые конкретной системы инпуты и скармливать их искомому конкретной системы компилятору, но само по себе это не развивает мышление, что и доказывается тем, что "программисты вообще" вовсе не имеют заведомо более развитое мышление, нежели люди, программированию не обученные. В некотором, вполне достаточном для задачи "объяснить ребенку, как это делается" объеме с этим прекрасно справляется математика, с ее стандартными формулами и необходимостью доказывать теоремы.
Знание, что, если вбить в рабочее поле
"# Lang "fb"
Dim As String n,s,t,n2,t2
Cls : Print "Добро пожаловать!" 'Заголовок в первой строке
Do
'Цикл, выводящий линию под заголовком, на всю ширину экрана
For i As Integer=1 To LoWord(Width)
Print "=";
Next i
'Ввод символьных данных от пользователя
Input "Имя: ",n
Input "Фамилия: ",s
Input "Отчество: ",t
'Вырезаем копию первых символов из имени и отчества
n2=Left(n,1)
t2=Left(t,1)
'Выводим результат
Print "Ваше имя кратко: "; s; " "; n2; ". "; t2; "."
Print "Повторить программу? (y/n) "
Loop While LCase(Input(1))="y"
End 0"
а потом нажать специальную кнопочку, вылезет окошечко, которое спросит фамилию, имя и отчество, а потом выдаст инициалы и предложит повторить - может быть интересно ребенку, но довольно быстро надоест - потому что не зная основу, он все равно не сможет повторить этого вне класса. Это ничем не будет отличаться от физики, химии или биологии, включающих в свой курс эксперимент и лабораторную работу. С этими предметами ребенок тоже очень радуется от возможности провести такой вот эксперимент - но, без весьма серьезной самостоятельной работы, это не будет применяться за пределами учебного класса решительно никак. Тот, кто заинтересуется, будет применять эти знания, возможно, как радиолюбитель. Или как юннат. Или для того, чтобы делать по инструкции вонючие бомбочки с аммиаком.
Так что - чем умение программировать превращение в три первые буквы введенных имени, фамилии и отчества, отличается от умения правильно выполнить химический эксперимент по стадиям или (на уроке труда) приготовить блюдо по заранее написанному рецепту?
16.12.2013 в 13:40

No colour or religion ever stopped a bullet from a gun
Само по себе это удобно потому что монжо написать скрипт в ВБа, или каком-нить дешевом компиляторе и получить что-то полезное. Или купить лего-комплект и сделать робота который будет приносить пиво газировку когда на улице жарко и сухо, или включать ванную по запросу с пульта.
В мире где в каждой стиральной машине забито больше компутационной мощности чем у всей НАСА для первого полета на луну, уметь писать программы - безусловно полезно.
Причем для этого нада только знать принцип, конкретный язык программирования (плохо) выучивается с помощью хелпа, гугля и такой-то матери за двадцать минут, за очень редкими исключениями.
И дома ребенок это легко сможет повторить благо компы в наше время стоят от 10 долларов, а простых сред программирования чуть больше чем дофига.
Еще более очевидно на мой взгляд полезен навык проектирования инструкций - когда нам дан ввод, нам заадн вывод и нужно написать фигню которая из ввода даст вывод. На компе, на роботах, на людях - не важно.
Там же можно обучить людей еще и распаралеливать задачи, соединяя цепочки программ (роботов, людей с инструкциями) которые передают друг другу аутпуты и инпуты.
16.12.2013 в 14:03

Ахмат - сила! Рамзана в президенты!
В мире где в каждой стиральной машине забито больше компутационной мощности чем у всей НАСА для первого полета на луну, уметь писать программы - безусловно полезно.
При этом 99% этой мощности тратится на то, чтобы пользователь, понятия не имеющий, что такое программирование, мог успешно воспользоваться данным устройством. Сейчас в мире примерно 1 млрд смартфонов, в том числе оставляющих далеко позади компьютеры НАСА 1960-х-1970-х. Означает ли это наличие в мире 1 млрд человек безуспешно пользующихся данным типом устройств, или же такого же количества людей способных правильно объяснить работу ПК и компилятора (не говоря уж о том, что написать самый простой скрипт)? ;)

Раз уж все ударились в детские воспоминания, то тоже поделюсь. Первый физический опыт моя мать мне продемонстрировала в дошкольном возрасте. Во втором классе я с огромным удовольствием и не один раз прочитал "Энциклопедию профессора Фортрана". Но написать даже самый простой скрипт не смогу. А наибольшее влияние на развитие логического мышления (с выстраиванием принципиальных схем и выяснения причинно-следственных связей) оказали учителя литературы и истории.
16.12.2013 в 14:09

No colour or religion ever stopped a bullet from a gun
Gunner General Tutor-Rohr, а зачем уметь объяснить работу компилятора чтобы написать скрипт? Это ж вообще несвязанные вещи.
И да - именно поэтому нужно учить людей это делать - не потому что много бесполезно тратимой на всякие ГУИ компьютерной мощности (это-то хрень) а потому что там есть потенциал чтобы делать кучу прикольных и полезных вещей, потенциал о котором кучи людей даже не знают, не говоря уже о том чтобы им пользоваться.
16.12.2013 в 14:14

Я – к вашим услугам. Конечно, если вам угодно знаться со мной. Если же нет, достаточно слова, и я исчезну.
В мире где в каждой стиральной машине забито больше компутационной мощности чем у всей НАСА для первого полета на луну, уметь писать программы - безусловно полезно.
Так я снова не понял - мы пытаемся заставить каждого ребенка научиться программировать на произвольном языке и с произвольным компилятором, чтобы задействовать компутационные мощности стиралки, или мы пытаемся заставить каждого ребенка синтактически верно вбить правильные команды в заранее подготовленный компилятор в условиях класса? Это, как бы, совсем разные задачи.
Если первое - то мы даем теорию, мы даем общие принципы, и они будут полезны ребенку решительно не более, чем знание Ома сами по себе - потому что ребенку достаточно сложно связать общие принципы, которые ему занудно рассказали на уроке, с конкретным роботом, которому надо конкретно объяснить, как носить и открывать пиво.
Что же до того, как именно умение программировать дает навык конкретно ставить задачу людям, роботам и всем таким... нет, правда, ваш опыт общения с программистами показывает, что в подавляющем большинстве они все это офигительно умеют? Или, цитируя вас же выше, большинство из них быдлокодеры, добавлю - с трудом способные составить даже конкретную задачу самому себе при написании кода. Да, это закон Старджона - ну так к детям он тоже применим.
А те, кто могут хорошо понять дао программирования и алгоритмизации, и кому оно интересно (а кому не интересно - тот и в классе не выучит), в мире, где в каждой стиральной машине забито больше компутационной мощности, чем у НАСА времен первого полета на Луну, а компьютеры стоят порядка трехсот баксов, справится и без школы с превеликим успехом.

P.S.
И да - именно поэтому нужно учить людей это делать - не потому что много бесполезно тратимой на всякие ГУИ компьютерной мощности (это-то хрень) а потому что там есть потенциал чтобы делать кучу прикольных и полезных вещей, потенциал о котором кучи людей даже не знают, не говоря уже о том чтобы им пользоваться.
И как мне в этом помогает то, что в школе меня научили писать Hello World, и даже дайсроллер на Паскале?
Еще раз подчеркну мысль.
Компьютерная грамотность, особенно в части, где про поисковый запрос - нужна.
Программирование - излишне, и должно идти куда-то туда же, где физика, биология, химия... в общем, в специализированные классы "для тех, кому интересно".
16.12.2013 в 14:18

Ахмат - сила! Рамзана в президенты!
И да - именно поэтому нужно учить людей это делать - не потому что много бесполезно тратимой на всякие ГУИ компьютерной мощности (это-то хрень) а потому что там есть потенциал чтобы делать кучу прикольных и полезных вещей, потенциал о котором кучи людей даже не знают, не говоря уже о том чтобы им пользоваться.
Каких вещей? Установить и использовать программу? Или написать эту программу? Сейчас развитие идет по пути упрощения использования готовых алгоритмов, то есть предлагаемое вами становится вообще бесполезным для подавляющего большинства.
16.12.2013 в 14:20

No colour or religion ever stopped a bullet from a gun
На уроках математики вы тоже выбираете - научить ребенка решать цифровые задачи или научить его вычислять сколько Вася должен Пете яблок в текстовой задаче?

Разумеется задача предмета - научить ребенка составлять последовательности исполняемых инструкций. Обычно для компьютера, но необязательно. Это достигается через решение простых задачек с простыми, но в идеале - разными, компиляторами этих самых инструкций. Обычно компьютерных, но не обязательно.
По мере того как мы продолжим обучение компиляторы и инструкции будут усложняться и приближаться к реальности - так же как в любом другом предмете.
16.12.2013 в 14:29

Я – к вашим услугам. Конечно, если вам угодно знаться со мной. Если же нет, достаточно слова, и я исчезну.
На уроках математики вы тоже выбираете - научить ребенка решать цифровые задачи или научить его вычислять сколько Вася должен Пете яблок в текстовой задаче?
Конечно.
И как только мы выбираем первое, нам приходится собственно углубляться в математику, давать ребенку таблицу умножения, формулы быстрого вычисления, общие правила... точно так же, как мы делаем в любом школьном предмете. Как только мы говорим, что предмет решает общую задачу - он становится настолько же удобоварим, как химия, которая тоже имеет общую задачу.
Лучшее прикладное значение, между прочим, имеют физкультура и труд. Потому что они как раз учат решать конкретные задачи - включая забивание гвоздей или работу по металлу.
16.12.2013 в 14:36

Любовь - это дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей
Текст классный. Текст в целом очень классный. Вот только обоснование для выдачи детям программирования в качестве одного из предметов опирается ровно на те же доводы, что делал бы, к примеру, увлеченный физик для обоснования обучению физики с детского сада. Вот серьезно.

Ну да, ребенку можно интересно подать любой предмет. Я в шесть лет увлеченно вчитывался в книжку по ядерной физике, понимая смысл разве что междометий и предлогов (просто любил чтение). Вся эта увлеченность не так уж крепко привязана к способности решать задачи по данному предмету в зрелом возрасте - тут уже будет работать всякая склонность к изучению именно данного предмета, ну и прочие случайные факторы. Скажу больше, меня изучение бейсика с семи лет скорее оттолкнуло от серьезного изучения компьютеров: играть все-равно со временем стало интересней.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии