No colour or religion ever stopped a bullet from a gun
В ходе дискуссии с Шано было предположено что я не читал хорошей советской фантастики. И как Sci-fi гик с десятилетним стажем я не мог пройти мимо такого вызова.
Список книг предложенных Шано как пример хорошей советской НФ:
В. Савченко "Открытие себя"
Войскунский с Лукодьяновым "Экипаж Меконга".
А. и С. Абрамовы "Всадники ниоткуда".
Рассказы Ильи Варшавского.
Мееров "Серебряный кристалл".
Днепров
Рассказы Биленкина
Булычев, рассказы, но не про Алису и не гуслярские.
С. Павлов. "Лунная радуга" и "Акванавты"
Рассказы Бориса Штерна
Я намерен прочитать перечисленные книги (или случайные примеры творчества указанных авторов), если я их не читал до того, и напишу здесь свои о них мысли вообще и в контексте нашей дискуссии о советской НФ в частности.
читать дальше
Первым номером пойдет В. Савченко, "Открытие себя" .
Эту книгу я читать, признаюсь не стал, потому что я ее уже читал достаточно давно - восемь или десять лет назад и перечитывать ее мне кажется излишним и обременительным занятием. Прочитал сколько я помню не без интереса, однако где-то в последней трети книги, где главный герой обсуждает что невозможно отдать его изобретение (способное на излечение всех болезней и идеальную косметическую и улучшающую хирургию) людям потому что быдло будет ее использовать для низменных интересов, мой обычно имунный к идеологическим намекам разум заподозрил что-то неладное. Остаток книги я тогда дочитал, но автор ничем мое мнение не поменял.
В контексте же спора хочется отметить что это роман который сделан как очень длинный и местами занудный рассказ того времени - в его центре находится некоторое изобретение, сделанное по большей части случайно. В нем практически нет персонажей, кроме трех ипостасей главгероя которые описанны плоско и взаимодействуют в основном друг с другом и изобретением, в нем нет конфликта кроме того как бы оному изобретателю причинить человечеству максимум добра с помощью своего изобретения. То что в рассказах Беляева могло быть интересно в полноценной книге, тем более лишенной неожиданной концовки (хотя имеет несколько поворотов сюжета) оказывается затянуто и печально.
Там безусловно есть потенциал, но поскольку требования к литературе в то время и в том месте купировали всякую возможность бунта (как в Франкенштейне), социальной экспериментации или конфликта то в то что получилось в результате... не плохо, но я не могу это назвать хорошей литературой или тем более интересной книгой.
И.Варшавский - сборник рассказов "Молекулярное Кафе"
Этот сборник я прочитал сегодня, хотя с творчеством этого писателя я оказывается был мельком знаком благодаря его рассказу "ИНДЕКС Е-81".
Большая часть рассказы выстроенны по одному и тому же, достаточно типичному для того времени шаблону - человек взаимодействует с каким-то изобретением, после чего следует неожиданная концовка - либо переворачивающая наше представление о произошедшем, либо страшненькая либо смешная. Несмотря на некоторую шаблонность в целом это хороший и достойный жанр, но к сожалению у этого конкретного автора не хватает таланта сделать его действительно интересным - Изобретения не очень необычны а концовки не очень неожиданны. В целом приятственная штука где типичные для того времени условности вроде Гениальных Ученых-Одиночек и Злых Капиталистов не очень лезут в глаза.
Д. Биленкин, разное.
Биленкина, я разумеется тоже читал, и мое отношение к нему неоднозначно.
Из Биленкина я помню в основном три вещи - рассказы вроде "Последней Тайны Земли" и "Здесь водятся Проволоки", цикл рассказов "Приключения Полыванова" и повесть "Сила Сильных".
Рассказы Биленкина довольно..никакие. Пастельные зарисовки светлого коммунистического будущего, в которых даже нет неожиданной концовки которуюкак-то из себя выдавливал тов. Варшавский. Они легко читаются и так же легко забываются - семечки от литературы, не удовлетворяющие ни голода ни жажды, но зато позволяющие бессмысленно провести время.
Приключения Полыванова неплохи. ТАм есть интересные идеи о когнитивных проблемах и мемах, там есть относительно симпатичный главгерой и необычные ситуации. В свое время я читал это с большим удовольствием, и я думаю что если бы не присущая тому времени и пространству пуританская (само)цензура и условности жанра это могло бы быть ранним и довольно бледным подобием Уоттса. Как есть оно вполне достойно, но отнюдь не шедевр.
Сила Сильных же ужасна. У нее просто нет ни одного оправдания и ни одного достоинства.
Фабула повести такова: В мире победившего коммунизма и всеобщего счастья, есть отсталая и захудалая планета куда от счастья всем и даром сбежали реакционеры, капиталистические недобитки, фашисты и империалисты, радостно сваленные автором в одну кучу, которые живут в своей клоаке всячески вымещая свой комплекс неполноценности на андроидах ("нечках" - недочеловеках, т.е. унтерменьшах). Каким-то образом они находят (книга не забывает подчеркнуть что отсталые капиталисты не могли бы это изобрести никогда и никак) МакГаффин который может угрожать светлым и добрым людям будущего. На планете счастья и радости коммунизма, тем временем (тут я могу ошибаться, дело было давно) местный вариант Наставника собирает четырех товарищей которые должны МакГаффин у неразумных изъять и сделать целой планете а-та-та по попке что бы они не мешали всеобщему счастью. Дальше книга идет только в сторону ухудшения, пока антагонисты показаны комично некомпетентными и тайком мечтающими присоедиинится к всеобщему счастью коммунизма а протагонисты с изяществом любимого мерисью автора избегают всех проблем вытаскивая суперспособности изниоткуда по мере надобности сюжета. При этом, несмотря на отличную платформу для конфликта, книга заполнена в основном диалогами и контрастными описаниями социальных пейзажей с целью оттенить превосходство победившего коммунизма, а единственная боевая сцена спущена на тормозах и весьма слаба.
В общем и целом эта книга ужасна, комбинируя все штампы времени с худшими чертами Стругацких и Ефремова.
Днепров, разное
Вот про Днепрова я могу сказать только хорошие вещи, по тем двум рассказам и повести которые я помню.
"Суэма" и "Крабы идут по острову" довольно прекрасны - несмотря на не очень хорошую литературную часть, я считаю что рабочие описания машинной эволюции и искусственного интеллекта в 58м году достойны восхищения. Глиняный Бог так же в свое время был глотком свежего воздуха, хотя я не могу сейчас точно указать что именно меня в нем заинтересовало в моем далеком детстве.
Остальные вещи я увы, не помню, хотя некоторые названия кажутся знакомыми, так что скорее всего я их перечитаю, и надеюсь что с удовольствием.
Войскунский с Лукодьяновым "Экипаж Меконга".
как я читал эту книгуПромежуточный апдейт I
Dear Lord, shoot me now.
Я прочитал 20% произведения и завязка едва-едва началась. Автор готов на что угодно только бы не признавать отсутствия сюжета в книге - три линии разных протагонистов, флэшбэки в детство, в Новое время, отвлечения на парусный спорт и прочее и прочее.
Стискиваем зубы и продолжаем жрать кактус.
Промежуточный апдейт II
Прочитал почти половину книги. Теперь читателю известна трехсотлетняя история ножика, детство двух из четырех протагонистов, тонкости названия ветров в парусном спорте, планы Петра Первого на Индию, происхождение названия Великих Моголов... неизвестно только одно - о чем же все-таки эта книга?
Промежуточный апдейт III
Progress Bar 66%
Итак, страшная тайна открыта. Вся эта монструозная по пропорциям книга, на самом деле о том как три команды дружественных ученых и один мелкий жулик наперегонки экспериментируют в свободное от работы время, что бы сэкономить государству (gasp).... двадцать пять тысяч тонн металла при прокладке труб через Каспий.
Так же на нашем канале: Десять часов видео сохнущей краски и двенадцатичасовая звукозапись растущей травы.
Тьфу на вас на всех.
Промежуточный апдейт IV
Господи боже, еще один отступ в историю. Только нердовская гордость ведет меня на штурм.
Последний апдейт V
Наконец. Боги милосердные, наконец оно закончилось. Можно подводить итоги, и Добби будет свободен!
Эта книга - последнее прибежище серой посредственности, кухонно-инжинерное квадратно-гнездовое писательство. Как в классической советской фантастике там нет конфликта - есть хорошие парни и может-быть-не-совсем-хорошие парни, которые занимаются одним и тем же, т.е. немного прикладной наукой, перемежая ее полезным и культурным бытом советских молодых людей - т.е. неагрессивным спортом, интеллектуальными играми, пением и чтением технической и классической литературы, превращая в общем-то разных людей в стандарнтые шаблоны отличимые лишь названиями специальностей и именами - набор героев рассказа состоит из экземпляров шаблонов "Старый Профессор" и "Добросовестный Ученый" (3шт) и "Молодой Специалист" (2шт) и "Недобросовестный Амбициозный Ученый" (2шт), и честно говоря для меня их различия не более чем косметические. На заднем плане присутствуют "Девушка бесполезная" для того что бы не было сомнений в гетеросексуальности и потенции "Молодых Специалистов", по одной на каждого, и токенный "Гость с Юга" два шт, потому что интернационализм.
По ходу чтения книги видно что творческая мысль автора тщательно изыскивала минимальные попытки внести экшн в повествование, от героиновых накроманов (описанных с эмоциональностью мокрой тряпки), до инопланетян, до флэшбэков в Индию Нового времени, контрабандистов и злобных иезуитов (ни один из которых не был необходим для сюжета), но их мысль, зажатая в тугие рамки советской классической НФ свернулась клубочком и издохла, напоследок плюнув в читателя россыпью тривиальных научных фактов никак не привязанных к сути повествования. При желании хороший архиватор может сжать эту книгу раз в десять и не потерять ни капли смысла.
Проблема этой книги совершенно аналогична проблеме книги тов. Савченко (только усуглубленные тем что оно длиннее и содержит еще больше идентичных бесполезных персонажей), но в отличии от "Открытия Себя" если полное изменеин и создание людей это хотя бы интригующее изобретение, то признаюсь проблемы транспортировки нефти по дну Каспийского Моря оставили мое каменное сердце холодным и недрогнувшим.
В итоге - это книжка для людей предпенсионного возраста и любителей перед сном читать словарь подряд - по способности заинтриговать читателя оно лишь немногим лучше чем просмотр сохнущей краски
А. и С. Абрамовы "Всадники ниоткуда".
Эта книжка милосердно короче и намного бодрее. Читается весьма приятно но о чем она была - я до сих пор не понял. Прилетели непонятные инопланетяне, украли весь лед (без каких-то последствий кроме мягкого улучшения климата), сделали непонятные манипуляции с землянами которые как-то вяло на это отреагировали кучей комиссий и пустых гипотез и улетели. Конец книги.
Рассказы Бориса Штерна
Просмотрел парочку, но они мне не понравились. Потуги на юмор в фантастике не мой жанр, так что субьективно оно мне не нравится, а конструктивного я сказать ничего не могу.
Мееров "СеребряныйСиреневый кристалл".
И еще один вечер мне не помогла скоротать эта книга. Шаблон повествования весьма похож на "Экипаж Меконга" - протагонисты натыкаются на МакГаффин который вкупе с легендами и преданиями очаровательных и благородных туземцев помогает им найти инопланетную технологию которую они исследуют.
В отличии от безумно скучного Лукодьянова, эта книга не столь растекается мысью по древу, и сколько-то держится ровной линии, не отвлекаясь на множественные экскурсы в прошлое и в посторонние темы, и даже способна почти что создать минимальное напряжение - на этот раз в роли инопланетной технологии выступают биокремниевые нанороботы, сначала как Дрекслерова "серая слизь", затем как многоклеточные роботы, и герои не просто ковыряются в этой технологии но еще и почти что конкурируют за то что бы первыми ее добыть, обогнав не одного а целых двух злых эгоистичных и алчных капиталистов и одного недобросовестного ученого (тм).
Я не зря написал "ровной линии" а не "сюжетной линии" потому что цельного сюжета в книге как раз нет - по сути книга представляет из себя несколько отдельных историй с собственной завязкой-апогеем-развязкой, которые связаны общими действующими лицами и более-менее сходным МакГаффином вокруг которого они крутятся - в принципе поскольку МакГаффин так и так упал с неба и никак особо не объяснен, вполне можно разделить текст на три-пять независимых частей. К сожалению весь потенциал для драмы бездарно растрачен - внезапно выплеснувшиеся из лаборатории всепоглощающие нанороботы доблестно остановленны несколькими комиссиями и брошенной строчкой о выстрелевшем ружье Чехова которое повесили полглавы назад, а инопланетные неуязвимые роботы оказываются по большей части не опаснее стеллеровых коров и сражение с ними имеет эмоциональность словаря.
Так же в этой книге почти есть персонажи, любовно уложенные в стандартные шаблоны никакого (буквально - он не описан практически никак) протагониста, Злого Капиталистического Олигарха (полтора, второй появлялся эпизодически), Недобросовестного Амбициозного Ученого, Благородного Туземца и пары Проходимцев. Тем не менее это персонажи, достаточно индивидуальные что бы почти запомнить их имена, что безусловно прогресс по сравнению с "Экипажем".
В общем и целом это не книга которую я порекомендую читать кому-то кроме людей с хроническими проблемами сна, а регулярные отступления в пользу того как крут Советский Союз и как ужастна эксплуатация человека человеком в других местах, убеждают меня что даже как средство для быстрого засыпания эта книжка подходит очень слабо.
Кир Булычев, рассказы
Кира Булычева я помню по книгам о девочке Алисе, с Миелофоном и птицей-говоруном, которые потом скатились в жалкую графоманию ближе к концу серии. Его рассказы в основном в том же духе - короткие зарисовк по большому счету ниочем но эксперименты с гипотетическими ситуациями вполне достойны прочтения.
Список книг предложенных Шано как пример хорошей советской НФ:
В. Савченко "Открытие себя"
Войскунский с Лукодьяновым "Экипаж Меконга".
А. и С. Абрамовы "Всадники ниоткуда".
Рассказы Ильи Варшавского.
Мееров "Серебряный кристалл".
Днепров
Рассказы Биленкина
Булычев, рассказы, но не про Алису и не гуслярские.
С. Павлов. "Лунная радуга" и "Акванавты"
Рассказы Бориса Штерна
Я намерен прочитать перечисленные книги (или случайные примеры творчества указанных авторов), если я их не читал до того, и напишу здесь свои о них мысли вообще и в контексте нашей дискуссии о советской НФ в частности.
читать дальше
Первым номером пойдет В. Савченко, "Открытие себя" .
Эту книгу я читать, признаюсь не стал, потому что я ее уже читал достаточно давно - восемь или десять лет назад и перечитывать ее мне кажется излишним и обременительным занятием. Прочитал сколько я помню не без интереса, однако где-то в последней трети книги, где главный герой обсуждает что невозможно отдать его изобретение (способное на излечение всех болезней и идеальную косметическую и улучшающую хирургию) людям потому что быдло будет ее использовать для низменных интересов, мой обычно имунный к идеологическим намекам разум заподозрил что-то неладное. Остаток книги я тогда дочитал, но автор ничем мое мнение не поменял.
В контексте же спора хочется отметить что это роман который сделан как очень длинный и местами занудный рассказ того времени - в его центре находится некоторое изобретение, сделанное по большей части случайно. В нем практически нет персонажей, кроме трех ипостасей главгероя которые описанны плоско и взаимодействуют в основном друг с другом и изобретением, в нем нет конфликта кроме того как бы оному изобретателю причинить человечеству максимум добра с помощью своего изобретения. То что в рассказах Беляева могло быть интересно в полноценной книге, тем более лишенной неожиданной концовки (хотя имеет несколько поворотов сюжета) оказывается затянуто и печально.
Там безусловно есть потенциал, но поскольку требования к литературе в то время и в том месте купировали всякую возможность бунта (как в Франкенштейне), социальной экспериментации или конфликта то в то что получилось в результате... не плохо, но я не могу это назвать хорошей литературой или тем более интересной книгой.
И.Варшавский - сборник рассказов "Молекулярное Кафе"
Этот сборник я прочитал сегодня, хотя с творчеством этого писателя я оказывается был мельком знаком благодаря его рассказу "ИНДЕКС Е-81".
Большая часть рассказы выстроенны по одному и тому же, достаточно типичному для того времени шаблону - человек взаимодействует с каким-то изобретением, после чего следует неожиданная концовка - либо переворачивающая наше представление о произошедшем, либо страшненькая либо смешная. Несмотря на некоторую шаблонность в целом это хороший и достойный жанр, но к сожалению у этого конкретного автора не хватает таланта сделать его действительно интересным - Изобретения не очень необычны а концовки не очень неожиданны. В целом приятственная штука где типичные для того времени условности вроде Гениальных Ученых-Одиночек и Злых Капиталистов не очень лезут в глаза.
Д. Биленкин, разное.
Биленкина, я разумеется тоже читал, и мое отношение к нему неоднозначно.
Из Биленкина я помню в основном три вещи - рассказы вроде "Последней Тайны Земли" и "Здесь водятся Проволоки", цикл рассказов "Приключения Полыванова" и повесть "Сила Сильных".
Рассказы Биленкина довольно..никакие. Пастельные зарисовки светлого коммунистического будущего, в которых даже нет неожиданной концовки которуюкак-то из себя выдавливал тов. Варшавский. Они легко читаются и так же легко забываются - семечки от литературы, не удовлетворяющие ни голода ни жажды, но зато позволяющие бессмысленно провести время.
Приключения Полыванова неплохи. ТАм есть интересные идеи о когнитивных проблемах и мемах, там есть относительно симпатичный главгерой и необычные ситуации. В свое время я читал это с большим удовольствием, и я думаю что если бы не присущая тому времени и пространству пуританская (само)цензура и условности жанра это могло бы быть ранним и довольно бледным подобием Уоттса. Как есть оно вполне достойно, но отнюдь не шедевр.
Сила Сильных же ужасна. У нее просто нет ни одного оправдания и ни одного достоинства.
Фабула повести такова: В мире победившего коммунизма и всеобщего счастья, есть отсталая и захудалая планета куда от счастья всем и даром сбежали реакционеры, капиталистические недобитки, фашисты и империалисты, радостно сваленные автором в одну кучу, которые живут в своей клоаке всячески вымещая свой комплекс неполноценности на андроидах ("нечках" - недочеловеках, т.е. унтерменьшах). Каким-то образом они находят (книга не забывает подчеркнуть что отсталые капиталисты не могли бы это изобрести никогда и никак) МакГаффин который может угрожать светлым и добрым людям будущего. На планете счастья и радости коммунизма, тем временем (тут я могу ошибаться, дело было давно) местный вариант Наставника собирает четырех товарищей которые должны МакГаффин у неразумных изъять и сделать целой планете а-та-та по попке что бы они не мешали всеобщему счастью. Дальше книга идет только в сторону ухудшения, пока антагонисты показаны комично некомпетентными и тайком мечтающими присоедиинится к всеобщему счастью коммунизма а протагонисты с изяществом любимого мерисью автора избегают всех проблем вытаскивая суперспособности изниоткуда по мере надобности сюжета. При этом, несмотря на отличную платформу для конфликта, книга заполнена в основном диалогами и контрастными описаниями социальных пейзажей с целью оттенить превосходство победившего коммунизма, а единственная боевая сцена спущена на тормозах и весьма слаба.
В общем и целом эта книга ужасна, комбинируя все штампы времени с худшими чертами Стругацких и Ефремова.
Днепров, разное
Вот про Днепрова я могу сказать только хорошие вещи, по тем двум рассказам и повести которые я помню.
"Суэма" и "Крабы идут по острову" довольно прекрасны - несмотря на не очень хорошую литературную часть, я считаю что рабочие описания машинной эволюции и искусственного интеллекта в 58м году достойны восхищения. Глиняный Бог так же в свое время был глотком свежего воздуха, хотя я не могу сейчас точно указать что именно меня в нем заинтересовало в моем далеком детстве.
Остальные вещи я увы, не помню, хотя некоторые названия кажутся знакомыми, так что скорее всего я их перечитаю, и надеюсь что с удовольствием.
Войскунский с Лукодьяновым "Экипаж Меконга".
как я читал эту книгуПромежуточный апдейт I
Dear Lord, shoot me now.
Я прочитал 20% произведения и завязка едва-едва началась. Автор готов на что угодно только бы не признавать отсутствия сюжета в книге - три линии разных протагонистов, флэшбэки в детство, в Новое время, отвлечения на парусный спорт и прочее и прочее.
Стискиваем зубы и продолжаем жрать кактус.
Промежуточный апдейт II
Прочитал почти половину книги. Теперь читателю известна трехсотлетняя история ножика, детство двух из четырех протагонистов, тонкости названия ветров в парусном спорте, планы Петра Первого на Индию, происхождение названия Великих Моголов... неизвестно только одно - о чем же все-таки эта книга?
Промежуточный апдейт III
Progress Bar 66%
Итак, страшная тайна открыта. Вся эта монструозная по пропорциям книга, на самом деле о том как три команды дружественных ученых и один мелкий жулик наперегонки экспериментируют в свободное от работы время, что бы сэкономить государству (gasp).... двадцать пять тысяч тонн металла при прокладке труб через Каспий.
Так же на нашем канале: Десять часов видео сохнущей краски и двенадцатичасовая звукозапись растущей травы.
Тьфу на вас на всех.
Промежуточный апдейт IV
Господи боже, еще один отступ в историю. Только нердовская гордость ведет меня на штурм.
Последний апдейт V
Наконец. Боги милосердные, наконец оно закончилось. Можно подводить итоги, и Добби будет свободен!
Эта книга - последнее прибежище серой посредственности, кухонно-инжинерное квадратно-гнездовое писательство. Как в классической советской фантастике там нет конфликта - есть хорошие парни и может-быть-не-совсем-хорошие парни, которые занимаются одним и тем же, т.е. немного прикладной наукой, перемежая ее полезным и культурным бытом советских молодых людей - т.е. неагрессивным спортом, интеллектуальными играми, пением и чтением технической и классической литературы, превращая в общем-то разных людей в стандарнтые шаблоны отличимые лишь названиями специальностей и именами - набор героев рассказа состоит из экземпляров шаблонов "Старый Профессор" и "Добросовестный Ученый" (3шт) и "Молодой Специалист" (2шт) и "Недобросовестный Амбициозный Ученый" (2шт), и честно говоря для меня их различия не более чем косметические. На заднем плане присутствуют "Девушка бесполезная" для того что бы не было сомнений в гетеросексуальности и потенции "Молодых Специалистов", по одной на каждого, и токенный "Гость с Юга" два шт, потому что интернационализм.
По ходу чтения книги видно что творческая мысль автора тщательно изыскивала минимальные попытки внести экшн в повествование, от героиновых накроманов (описанных с эмоциональностью мокрой тряпки), до инопланетян, до флэшбэков в Индию Нового времени, контрабандистов и злобных иезуитов (ни один из которых не был необходим для сюжета), но их мысль, зажатая в тугие рамки советской классической НФ свернулась клубочком и издохла, напоследок плюнув в читателя россыпью тривиальных научных фактов никак не привязанных к сути повествования. При желании хороший архиватор может сжать эту книгу раз в десять и не потерять ни капли смысла.
Проблема этой книги совершенно аналогична проблеме книги тов. Савченко (только усуглубленные тем что оно длиннее и содержит еще больше идентичных бесполезных персонажей), но в отличии от "Открытия Себя" если полное изменеин и создание людей это хотя бы интригующее изобретение, то признаюсь проблемы транспортировки нефти по дну Каспийского Моря оставили мое каменное сердце холодным и недрогнувшим.
В итоге - это книжка для людей предпенсионного возраста и любителей перед сном читать словарь подряд - по способности заинтриговать читателя оно лишь немногим лучше чем просмотр сохнущей краски
А. и С. Абрамовы "Всадники ниоткуда".
Эта книжка милосердно короче и намного бодрее. Читается весьма приятно но о чем она была - я до сих пор не понял. Прилетели непонятные инопланетяне, украли весь лед (без каких-то последствий кроме мягкого улучшения климата), сделали непонятные манипуляции с землянами которые как-то вяло на это отреагировали кучей комиссий и пустых гипотез и улетели. Конец книги.
Рассказы Бориса Штерна
Просмотрел парочку, но они мне не понравились. Потуги на юмор в фантастике не мой жанр, так что субьективно оно мне не нравится, а конструктивного я сказать ничего не могу.
Мееров "
И еще один вечер мне не помогла скоротать эта книга. Шаблон повествования весьма похож на "Экипаж Меконга" - протагонисты натыкаются на МакГаффин который вкупе с легендами и преданиями очаровательных и благородных туземцев помогает им найти инопланетную технологию которую они исследуют.
В отличии от безумно скучного Лукодьянова, эта книга не столь растекается мысью по древу, и сколько-то держится ровной линии, не отвлекаясь на множественные экскурсы в прошлое и в посторонние темы, и даже способна почти что создать минимальное напряжение - на этот раз в роли инопланетной технологии выступают биокремниевые нанороботы, сначала как Дрекслерова "серая слизь", затем как многоклеточные роботы, и герои не просто ковыряются в этой технологии но еще и почти что конкурируют за то что бы первыми ее добыть, обогнав не одного а целых двух злых эгоистичных и алчных капиталистов и одного недобросовестного ученого (тм).
Я не зря написал "ровной линии" а не "сюжетной линии" потому что цельного сюжета в книге как раз нет - по сути книга представляет из себя несколько отдельных историй с собственной завязкой-апогеем-развязкой, которые связаны общими действующими лицами и более-менее сходным МакГаффином вокруг которого они крутятся - в принципе поскольку МакГаффин так и так упал с неба и никак особо не объяснен, вполне можно разделить текст на три-пять независимых частей. К сожалению весь потенциал для драмы бездарно растрачен - внезапно выплеснувшиеся из лаборатории всепоглощающие нанороботы доблестно остановленны несколькими комиссиями и брошенной строчкой о выстрелевшем ружье Чехова которое повесили полглавы назад, а инопланетные неуязвимые роботы оказываются по большей части не опаснее стеллеровых коров и сражение с ними имеет эмоциональность словаря.
Так же в этой книге почти есть персонажи, любовно уложенные в стандартные шаблоны никакого (буквально - он не описан практически никак) протагониста, Злого Капиталистического Олигарха (полтора, второй появлялся эпизодически), Недобросовестного Амбициозного Ученого, Благородного Туземца и пары Проходимцев. Тем не менее это персонажи, достаточно индивидуальные что бы почти запомнить их имена, что безусловно прогресс по сравнению с "Экипажем".
В общем и целом это не книга которую я порекомендую читать кому-то кроме людей с хроническими проблемами сна, а регулярные отступления в пользу того как крут Советский Союз и как ужастна эксплуатация человека человеком в других местах, убеждают меня что даже как средство для быстрого засыпания эта книжка подходит очень слабо.
Кир Булычев, рассказы
Кира Булычева я помню по книгам о девочке Алисе, с Миелофоном и птицей-говоруном, которые потом скатились в жалкую графоманию ближе к концу серии. Его рассказы в основном в том же духе - короткие зарисовк по большому счету ниочем но эксперименты с гипотетическими ситуациями вполне достойны прочтения.
@темы: challenge accepted!